Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Храм Донаторов



Вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью. В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от того места, на котором располагалась деревня, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов». Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга. К храму ведёт вырубленная в скале лестница, рядом с которой расположена гробница и типичная для Эски-Кермена, усыпальница (Репников, 1932а). Перед входом в храм имеется глубокая расщелина в скале.

Помещение храма прямоугольной формы. Апсида расположена не в средней части восточной стены, но смещена к югу. В апсиде высечены в скале синтрон и примыкающий к нему престол. апсида отделяется от остальной части помещения скальным основанием предалтарной преграды. В центре основания вырублены ступени, ведущие в алтарь.

Вдоль стен помещения высечена скамья. Северная стена и ближайшая к ней часть западной стены делятся на три аркосолевидных углубления. В восточной части северной стены вырублены две ниши, возможно, одна из них – жертвенник. В алтаре, к северу от предалтарной преграды, в скальном простенке высечена ещё одна ниша. Вблизи северной стены была скальная колонна, основание которой сохранилось в каменном полу. В южной стене имеются окно и дверной проём.

 

Название храму "Донаторов", подобно эски-керменскому храму "Успения", дано условно. Он получил его по сюжету росписи, изображавшей ктиротов храма или донаторов. В краеведческой литературе храм упоминается нечасто. Впервые пишет о нём Е. Марков. Подробно он был описан уже Н. Л. Эрнстом и вселд за ним Н. И. Репниковым. Впоследствии О. И. Домбровский посвящает целый раздел своей книги фрескам храма. Он датирует их двумя периодами - первый 12-13 век, второй - 14 век.

Ущелье Черкес-Кермен, где прежде располагалась большая одноимённая деревня, в верховьях распадается на две балки, на скальном мысу, между ними и находится храм "Донаторов". Вход в него трудно заметить. Из балки к храму ведёт крутая тропа. Древняя тропа к храму начиналась из долины, отсюда вверх со стороны деревни вела крутая лестница. Большая высота ступеней объясняется своеобразной конструкцией лестницы. Она составлена как бы из двух частей, сдвинутых вдоль центральной оси на половину высоты одной ступени. Поэтому при винтообразном подъёме в центре лестницы поднимающийся человек встречал ступени, отстоящие одна от другой на половину их высоты - обычно, около 0,2 м.

Лестница приводила на небольшую площадку, поворачивающую вдоль скалы на юг. Здесь имеются две пещеры с гнёздами для деревянных конструкций. Далее тропа ведёт в узкую расселину скалы, где также имеются следы лестницы, сейчас почти непроходимой. Она то и приводила к двери церкви. Теперь к храму ведёт тропа из долины, пролегающая по северному краю обрыва, совсем не там и не так, как прежняя дорога. По ней можно подняться наверх самой скалы. Сейчас здесь сохранились: водоотводные канавки, квадратное углубление 0,7 на 0,7 м, а также вырубка, вероятно, для крепления креста.

А. Л. Якобсон придерживался мнения, что храм "Донаторов" представлял собой небольшой ктиторский монастырь. Возможно, с этим нужно согласиться. Кроме обычных монастырей, на христианском Востоке в средние века распространена была форма монастырей "несобственных". Один или несколько человек, желавших монашествовать, собравшись в одно общество, могли устроить кельи при приходских храмах или в их ограде, при условии службы в храме. К таким оградам на Руси кроме традиционного "погост", по свидетельству Е. Голубинского, ещё в 20-м веке применяли термин "монастырь". В последнем случае имелось ввиду, что в храме, находящемся внутри ограды, служил монах или монахи. Для 17-го века такое явление фиксируется довольно часто. Подобный случай известен по московской Приписной книге за 1638 год. В отношении приходского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке сказано: "В Воскресении же, на монастыри, келья, живут старицы нищие".

План церкви "Донаторов" - двухчастный. Основной объём составляет прямоугольный наос, размерами 3077 на 2,2 на 3,15 м и подковообразная алтарная ниша 1,5 на 1,8 на 2,15 м. С севера же к наосу примыкает боковой неф, размерами 3,60 на 1,00 на 1,75 м. Он едва отделён от остальной части храма частично стёсанными полуколоннами, шириной до 0,18 м по краям, и двумя арками на потолке между ними. Геометрическая форма арок не выдержана. Между ними, в центре пролёта на потолке и в полу видны остатки оснований столба, стёсанного при перестройке храма. Свод этой части в наземном храме представлял бы собой два купола, покоящихся каждый на четырёх парусах.

В скальном же варианте строители редко придерживались строгой геометричности деталей помещений, и они нередко оказываются сглаженными. В условиях пещерного храма отмеченная перестройка не повлекла значительных изменений. Очевидно, при этом необходимо было убрать только столб, поэтому следы первоначальной конструкции храма читаются довольно легко. Перестройка была вызвана причинами литургического характера и преследовала цель открыть свободный доступ к северной стене. Первоначально же северная часть церкви "Донаторов" представляла собой как бы отдельный придел или неф, отделённый от наоса полуколоннами и колонной между ними.

Вдоль стенки апсиды расположен синтрон шириной 0,2 м, высотой до 0,45 м, в который как бы встроен престол трапециевидной формы высотой до 0,65 м, шириной до 0,55 м. Форма престола очень характерна для скальных храмов Крыма. Выемка для вложения мощей в храме "Донаторов" находится в верхней плоскости алтаря. В северной стене апсиды у стыка с алтарной преградой вырублены одна над другой две ниши, размерами 0,59 на 0,5 на 0,14 м нижняя и 0,66 на 0,54 на 0,18 м верхняя. К востоку от последней есть ещё одна ниша 0,37 на 0,3 на 0,19 м. Она, по всей видимости, выполняла роль протезиса - жертвенника.

Реконструкция устройства и росписей храма Донаторов

Реконструкция устройства и росписей храма "Донаторов"

Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранилось её каменное основание, высотой 0,35 м. В северной части основания расположены два углубления для установки верхней деревянной конструкции преграды. По центру алтарной преграды против Царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. У его южной стены расположена скамья шириной 0,32 - 0,30 м. Такая же скамья находится у северной стены храма - в его боковом нефе. Каменные скамьи, расположенные по периметру стен храма - обычное явление в церковной архитектуре Крыма и Каппадокии. По Симеону Солунскому, они предназначались для сидения прихожан во время ночных чтений псалмов. В восточной части южной стены вырублено окно, размером 0,46 на 0,48. Оно служило одновременно для освещения алтарной части и наоса. В юго-западной части храма дверной проём шириной 1,7 м.

Особенно замечательны росписи храма. К настоящему времени сохранилась лишь половина прежде видимых росписей. Последние угадываются фрагментарно в апсиде, на потолке наоса, на стенах бокового нефа и его потолке. Роспись выполнена по более толстому слою штукатурки, чем в храме "Успения".

Храм «Донаторов» содержит фресковую роспись с остатками подписей около изображённых фигур и надписей на греческом языке [подписи и одна из надгробных надписей на фресках храма «Донаторов», по материалам, предоставленным Ю. А. Кулаковским, изданы в книге В. В. Латышева (Латышев, 1896, с. 124-125, №43а). Остатки ещё двух надгробных надписей удалось выявить в ходе дальнейшего изучения фресок храма «Донаторов» (Волконская, 2003). См. также: «Приложения», подраздел «Свод греческих надписей Эски-Кермена и его ближайшей округи»].

В настоящее время роспись храма «Донаторов» сохранилась лишь в виде фрагментов в апсиде, на простенке, расположенном к северу от предалтарной преграды, на северной стене, на северной части западной стены и на потолке.
В конхе апсиды помещён поясной Деисус – изображение фигуры Христа с фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам. Ниже Деисуса расположена композиция «Поклонение Жертве», с шестью фигурами предстоящих. Причём пять из них – святители, а крайняя левая фигура – диакон с кадилом. На простенке, расположенном к северу от предалтарной преграды, имеется поясное изображение двух мучениц, под ним – полотенце с изящным орнаментом. На северной стене, в «парусе» между центральным и западным «аркосолиями», сохранился медальон с погрудным изображением неизвестного мученика. Дуги «аркосолиев» северной стены украшены тончайшим орнаментом.

О. И. Домбровский датировал разные части росписи храма «Донаторов» несколькими периодами на протяжении 12-14 веков (Домбровский, 1966). Н. Е. Гайдуков, Э. Н. Карнаушенко датировали роспись храма «Донаторов» двумя периодами на протяжении 13-14 веков и даже – начала 15 века (Гайдуков, Карнаушенко, 2001). В дальнейшем Н. Е. Гайдуков датировал строительство храма «Донаторов» 12-13 веками, его роспись – 13-14 веками (Гадуков, 2002б). По мнению И. Г. Волконской, роспись храма «Донаторов» является примером живописи палеологовской эпохи и может быть датирована 14 веком (Волконская, 2003).

 

Апсида храма Донаторов

 

Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Hosted by uCoz