Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Чуфут-кале

 

Чуфут-кале (Иудейская крепость) —«пещерный» город у Бахчисарая. Дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале, расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами.

В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен иранского происхождения. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград.

Однако вскоре монголо-татарские войска Золотой Орды захватили крепость и разместили в ней свой гарнизон. По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.

После переселения крымских ханов в новую столицу — Бахчисарай, — Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников. В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лоз, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

 

 

 

По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича—Василия Шереметева. Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой — за него требовали города Казань и Астрахань.

С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы — небольшой крымский народ, по вере близкий к иудеям, поэтому город с этих пор стали называть Чу-фут-Кале. И караимы прожили здесь еще более двух столетий.

После включения Крыма в состав России царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии — ведь в средние века они были гвардейцами у литовских великих князей. Теперь они могли жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.

Сейчас ведется работа по созданию в Чуфут-Кале этнографического центра караимов. Выйдя из Буюк-Капу (больших ворот) Чуфут-Кале вы попадаете в Иосафатову долину, где расположено караимское кладбище Балта Тиймез (топор не тронь). Среди священных дубов тысячи надгробных памятников: вертикальные продолговатые плиты, однорогие и двурогие горизонтальные. На них на древнееврейском языке высечены имя и год смерти покойного, иногда эпитафия.

Проезжая дорога поворачивает направо и, сделав несколько поворотов, приводит к Бешик-Тау (колыбель-гора), на которой, по преданию, во время осады Кырк-Ора караимы спрятали реликвию—княжескую колыбель.

 

«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров. Издалека, кажется, что дома «прилепились» прямо к скале. «Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале современник Пушкина. Сама природа создала эту крепость, человек только усилил ее. Название «пещерные города» условное, в то время горожане жили в обычных домах, а подвальные помещения использовали под хозяйские нужды. В течение времени надземные постройки разрушились, остались только пещеры, потому и появилось предположение, что в них-то и жили люди. Археологические исследования опровергли это, но название прижилось.

Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»). 

 Северная сторона Чуфут-Кале | Чуфут-Кале

 

История

 

Бахчисарайская долина была заселена еще в позднемустьерскую эпоху. Близ села Староселье в ущелье Канлы-Дере под скалистым навесом 50 тысяч лет назад находилась стоянка человека древнекаменного века (палеолита). Археологи обнаружили здесь скелет полуторагодовалого ребенка. Старосельская стоянка известна историкам всего мира. В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, проникшее в Крым в первом веке нашей эры. Позднее здесь появляются готы.

Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.

Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале.

 

Арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство. В городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены, поселили караимов-ремесленников, живших в долине. Для защиты своей слободы они построили еще одну оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой.

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями. 

План-схема Чуфут-Кале А.Герцена | Чуфут-Кале
План-схема Чуфут-Кале по А.Герцену

Чуфут-Кале становится цитаделью столицы, а также используется как пещерный тюремный каземат. В его стенах побывало немало именитых пленников. Литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий. В застенках каземата томились и русские послы, отправленные Иваном Грозным для заключения мирного договора — Василий Грязной, Василий Айтемиров. При Петре I князь Ромодановский также провел в тюрьме три года. Но дольше всех, с 1660 года по 1681 в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой. 21 год он провел в темнице на Чуфут-Кале. Выкупили его родственники уже тяжелобольным и слепым стариком. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.

 

Помещение в скале | Чуфут-Кале

Во время русско-турецкой войны 1735—39 гг. русские войска захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, город превратился в тихое местечко. П.И.Сумароков в 1799 году пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей. После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). А.С.Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах, но сохранилось несколько зданий, которые привлекают внимание многочисленных туристов. В разные времена его посещали А.С.Грибоедов, А.Мицкевич, В.А.Жуковский, Леся Украинка, А.М.Горький, А.Н.Толстой, И.Е.Репин, В.А.Серов и многие другие.

 

 

Сохранившиеся постройки города

 

Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища. Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато. До сегодняшнего дня хорошо сохранилась усадьба, в которой до конца своих дней жил А.С. Фиркович. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

 

Мавзолей Джанике-Ханым | Чуфут-Кале

Мавзолей Джаныке-ханым

Также хорошо сохранились две кенассы (караимские молельные дома) 14-го века. Рядом с ними находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 году, для печатанья книг религиозного содержания. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу. Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей. Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески, изуродованные современными вандалами.

Самый древний архитектурный памятник, это оборонительная стена. Она пересекает мыс с севера на юг. Это древнее фортификационное сооружение расположено в центре застроенной части плато, отделяя Старый город от Нового. Ширина стены достигает пяти метров, она трехслойная, лицевая и тыльная стороны выложены из хорошо отесанных блоков, а внутри ломаный камень, скрепленный известковым раствором.

Перед стеной глубокий ров — защита от тарана. Это главный защитный рубеж города. Часть стены другого цвета и кладки, возможно именно здесь прорвалось войско Нагая.

Сохранилась арка, над воротами и пазы для засовов.

Ворота Орта-Капу

Через проем ворот проходил древнейший водопровод, составленный из керамических гончарных труб. Позднее у края обрыва пробили колодец в пещеру с родником. В мирное время воду доставляли на ослах в специальных сосудах.

 

Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт загадочный колодец, он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как добраться до Чуфут-Кале

 

От Симферополя до Бахчисарая можно доехать электричкой или автобусом с автостанции на ЖД вокзале. В Бахчисарае городским автобусом № 2 доехать до Староселья. Далее полтора километра по ущелью Марьям-дере пешком.

А можно с самого начала пойти пешком из Бахчисарая, по улицам Ленина, Розы Люксембург и Старосельской. Дальше старая каменистая дорога идет по балке Ашлама-Дере, там стоял первый дворец крымских ханов. Он не сохранился, но хорошо сохранился мавзолей (дюрбе), где похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирей. Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе — высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к Успенскому монастырю. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь. За монастырем по балке Марьям-Дере к желанной цели — Воздушный город Чуфут-Кале.

 

Назад

 

Главная

 

Акустика, электроника

 

Спутниковое телевидение

 

Крым

 

Разное

 

Hosted by uCoz